Телефон в Алматы
+7 (717) 269-61-60
Телефон в Астане
+7 (717) 269-67-00

От больницы до филармонии: зачем соцобъектам акустический комфорт

12
ноября
2017
Редкий соцобъект может позволить себе услуги всемирно известного мастера Ясухису Тоёта. Спроектировавший более 50 самых выдающихся концертных залов по всему миру, он теперь работает над акустикой филармонии в московском парке «Зарядье». Совсем по-другому обстоит дело в рядовых школах и операционных в обычных больницах. Между тем, специалисты утверждают: создание акустического комфорта является не просто «блажью» архитекторов и проектировщиков. Неверно организованное акустическое пространство может нанести реальный вред здоровью — например, привести к неправильному формированию речевого восприятия и воспроизведения у детей.


Всё или ничего

Андрей Бутусов, архитектор ТПО «Резерв», которое привлечено к работе над филармонией в парке «Зарядье», утверждает, что объект будет необыкновенным для страны, идеальным с точки зрения акустики. Проектирующий его Ясухиса Тоёта ранее трудился над такими всемирно известными объектами, как Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Центр искусств имени Ричарда Фишера в Нью-Йорке, Эльбская филармония в Гамбурге и др.

Но, увы, парк «Зарядье» — единичный случай, когда при строительстве бюджетного соцобъекта, вопросу создания акустического комфорта отводится столь весомая роль. Бутусов не смог вспомнить ни одной школы или больницы, где акустика в понимании заказчиков подразумевала бы больше, чем использование обычных растровых потолков. Зачастую соцобъекты вменены девелоперам в нагрузку к жилью, поэтому такой, казалось бы, второстепенный вопрос, как акустика, мало их волнует. Тем более что обычный потолок стоит раза в три дешевле «правильного». В общей смете удорожание вряд ли будет заметно, но, если на трубах сэкономить сложно (того и гляди, рванет среди ночи), то на потолке — вполне.

«Так как вопрос акустического комфорта по сравнению с освещенностью, вентиляцией и отоплением большинству проектировщиков, строителей и управленцев представляется десятым по степени значимости, его финансирование и реализация не всегда соответствует запроектированным решениям. В условиях, когда денег не хватает, он в числе первых попадает под сокращение. Нам известно большое количество объектов, где акустические мероприятия так и остались только на бумаге. А сам акустический проект по факту был нужен только для прохождения строительной экспертизы в уполномоченных госорганах», — рассказывает технический директор компании «Акустик Групп» Александр Боганик.

class.jpg


Не столь пессимистичен главный научный консультант ГК «ТехноСонус» Андрей Гнутик. «Основной «болевой точкой» здесь являются объекты, где главным «антропометрическим» компонентом являются наши дети», — отмечает он и соглашается, что еще недавно на строительство объектов детской образовательной и развлекательной инфраструктуры деньги выделялись по остаточному принципу. Но сейчас, утверждает эксперт, ситуация меняется: появляются достойные масштабные детско-юношеские учреждения, в основном, за счет частных инвесторов. 

И всё же, признает Гнутик, вопросам формирования благоприятной акустической среды пока уделяется недостаточное внимание. По-прежнему мы имеем гулкие залы, аудитории, искажающие речь лектора. «Особенно ситуация нетерпима в дошкольных учреждениях, где неверно организованное акустическое пространство реально мешает правильному формированию речевого восприятия и воспроизведения», — сетует эксперт. В этом важном вопросе специалисты отрасли ждут, ни много ни мало, вмешательства Минстроя и непосредственно Михаила Меня. 

Сходного мнения придерживается и продукт-менеджер «КНАУФ» Наталья Сухинина. За более чем 20 лет работы в этом направлении компания помогла решить проблему акустики на множестве соцобъектов. В частности, за последние годы «КНАУФ» поработала над акустикой помещений для Медицинского исследовательского центра им. Алмазова, НМИЦ им. Дмитрия Рогачева и множество перинатальных центров. Звукопоглощающие материалы компании использовали огромное количество школ и детских садов по всей стране. 

«Несмотря на большие пробелы в законодательстве, ситуация в целом улучшается, — говорит Сухинина. — Благодаря нам и другим производителям рынок насыщается информацией об акустических материалах и преимуществах их применения, о вреде ненужных шумов в соцобъектах. В школах с акустически правильными кабинетами детям будет легче учиться, музеи станут значительно интересней, если их посещению не будут мешать раздражающие звуки, а пациенты будет выздоравливать значительно быстрее, если оградить их от внешних раздражителей в виде гула в коридорах и звука от оборудования».

Поддержка и препятствия

Подспорьем специалистам по акустике должна выступать соответствующая нормативная база. Инженер «Акустик Групп» Александр Фадееврассказывает, что на территории России действуют стандарты как федерального, так и регионального значения, регламентирующие вопросы в области архитектурно-строительной акустики, в том числе на объектах социального назначения. Стандартами нормируются предельно допустимые значения акустических параметров, таких как звукоизоляция ограждающих конструкций, уровень шума и вибрации в помещении, время реверберации (гулкость в помещении), которые считаются безопасными для здоровья и жизнедеятельности человека.

С одной стороны, говорит Фадеев, действующие акустические стандарты являются логическим продолжением ГОСТов советских времен, с другой, подвержены изменениям в связи с процессом гармонизации национальных стандартов с аналогами международного значения (ISO). 

Проблема в том, что на сегодняшний день национальная нормативная база стандартов не полностью охватывает весь спектр задач архитектурно-строительной акустики в общественных помещениях. В частности, по мнению эксперта, в расширении и уточнении нуждаются требования к гулкости в помещениях социально-общественного назначения. В качестве примера он приводит такой параметр, как время реверберации в классе общеобразовательной школы (величину, характеризующую гулкость помещения, разборчивость речи). Сейчас российскими национальными стандартами его предельные значения не регламентируются. Между тем, с учетом внедрения в современный учебный процесс аудио- и видеосистем такой параметр должен быть задан, как это сделано в других странах. 

health.jpg


Впрочем, недостаточность нормативной базой и нежелание заказчиков тратиться на акустику — далеко не исчерпывающий перечень препятствий на пути создания акустического комфорта. 

По-хорошему, у тех строительных компаний, которые располагают штатом компетентных проектировщиков, или тех, кто до стадии «П» (когда нужно защищать проектные решения) обратился в ведущие проектные организации своего города, обычно не возникает никаких сложностей, говорит Гнутик из «ТехноСонус». Беда приходит в том случае, если архитектор вспоминает про обязательный раздел акустического проекта, когда времени на проработку акустических решений не остается. Нелегко приходится также тем производителям строительных материалов, которые не позаботились о сертификации своей продукции, используемой для решения акустических задач. 

Еще одна сложность — низкое качество строительно-монтажных работ, связанных с применением звукоизолирующих материалов, добавляет Боганик из «Акустик Групп». Вопрос применения звукоизолирующих технологий является узкоспециальным и требует привлечения инженера-акустика для технического надзора во время строительства. 

«На практике же нас приглашают уже после запуска объекта, когда складывается неприятная, но, увы, стандартная ситуация: деньги потрачены, материалы применены, результат неудовлетворительный. А самое плохое, что все звуко-виброизолирующие материалы применяются перед циклом отделочных работ. И все исправления, могущие вернуть ожидаемый эффект, влекут за собой, по сути, повторный ремонт», — поясняет эксперт. 

Другим препятствием для создания необходимого акустического комфорта является тот факт, что работа на объектах социальной сферы подчинена системе тендеров, в которых главным критерием является цена. 

Впрочем, некоторые производители уже сегодня готовы предложить рынку недорогие, но качественные акустические системы, подходящие для использования в том числе в соцобъектах, построенных за бюджетные средства. «К примеру, наша новая разработка — перегородка W145 — сейчас на рынке среди аналогичных систем является не только самой бюджетной, но и самой высокой — до 15 м, толщина составляет 590 мм, также перегородка обладает высоким уровнем звукоизоляции -72 дб. Это решение будет очень актуально для актовых залов, спортивных помещений, где предъявляются высокие требования к звукоизоляции», — поясняет Наталья Сухинина из «КНАУФ».

Что и почём

Безусловно, акустические панели «КНАУФ» хорошо известны и уже стали традиционным акустическим решением для многих соцобъектов, соглашаются специалистами. «Эта продукция относится к категории стабильно высокого качества, выгодно отличающаяся от аналогичной продукции зарубежных производителей демократичной ценой, разнообразием видов и неизменной точностью в деталях, являющейся фирменным знаком качества «КНАУФ», — говорит представитель «ТехноСонус». 

В области звукоизоляции одним из главных вопросов является обеспечение требуемой изоляции ударного шума между этажами здания, отмечает Александр Боганик. Одним из лучших решений для этого является рулонные звукоизолирующие материалы, поверх которых укладывается выравнивающая стяжка, так называемая конструкция «плавающего пола». Это могут быть материалы на основе вспененного полиэтилена или волокнистого полиэфира, с битумным или фольгированным покрытием. Одним из самых известных материалов для изоляции ударного шума является комбинированный Шуманет-100, обладающий также гидроизолирующими свойствами. 

Для коррекции гулкости помещений на соцобъектах, в основном, применяются материалы из перфорированного гипсокартона (Саундайн-Акустика, Кнауф-Акустика) и акустическое напыляемое покрытие SonaSpray (Сонаспрей). 

«Данные материалы по факту оказываются одними из самых бюджетных акустических решений и поэтому используются на объектах с государственным финансированием без существенного риска быть замененными на обыкновенные материалы без звукопоглощающих свойств», — поясняет эксперт «Акустик Групп».



Андрей Гнутик отмечает, что за последнее время в условиях возрастающей конкуренции и некоторого сужения отечественного рынка акустических материалов вперед выдвинулись те производители, которые концентрируют свои усилия на инновациях и качестве. 

«Инновационным характером продвижения высокоэффективных акустических материалов универсального назначения могут похвалиться производители тяжелых мембран, применяемых в качестве элементов стеновых или напольных конструкций шумоизоляции, а в последнее время и инженерных коммуникаций, например, на базе материала Tecsound, — разъясняет эксперт. — Здесь основным направлением инженерного развития прикладной акустики является конструктивная комбинаторика, позволяющая на базе применения современных расчетно-аналитических средств прогнозировать состав конструкций». Таким материалом, по словам Гнутика, является, например, Термозвукоизол (ТЗИ), позволяющий просто и эффективно решать многие акустические задачи.

Наталья Сухинина из «КНАУФ» добавляет, что в ассортименте компании присутствует целая линейка инновационных листовых материалов, применяющихся в звукоизоляционных системах. По ее словам, совокупность разных листовых материалов и профиля дает защиту от звукового давления от 42 до 72 дб. Инновация же заключается в том, что эти продукты зачастую являются не только звукоизоляционными, но и антивандальными, влагостойкими и огнестойкими одновременно. Все эти параметры немаловажны для соцобъектов.

Как за рубежом

Более десяти лет назад один из крупных зарубежных производителей акустических подвесных потолков пригласил «Акустик Групп» на презентацию своего нового продукта, вспоминает Александр Боганик. 

«Тогда я был поражен, что практически все его рекламные материалы по акустическим решениям были построены на примерах школ, больниц и других социальных объектов. Это наглядно иллюстрирует отношение к данному вопросу в развитых европейских странах», — говорит эксперт. 

В то время в России был, пожалуй, единственный подобный объект, где применяли акустические потолки в классах, — частная школа на Рублевском шоссе. Теперь акустические материалы в обыкновенных российских школах, ФОКах и больницах уже никого не шокируют, но всё же до торжества акустического комфорта в общественных помещениях еще очень далеко. 

По словам Андрея Гнутика, зарубежные коллеги при встречах часто вздыхают: «Как хорошо вы живете, у вас нет нормативов по архитектурной акустике!» «И мне приходится выдавливать из себя улыбку, внутри искренне сожалея о том, чего у нас нет», — вздыхает эксперт. Одних только публикаций по реверберации и разборчивости в школьных классах и студенческих аудиториях в мире выходят десятки в год, утверждает он. 

«Европейская метрология в области строительной и архитектурной акустики уверенно идет по пути дифференциации нормативов, применительно к различному функциональному назначению помещений наряду с общим ужесточением требований. Внимание зарубежных акустиков обращено к проблемам кратковременного, импульсного воздействия шума и области низких частот в связи с появлением и расширением мощных источников НЧ звука», — разъясняет Гнутик. 

Он считает, что проблема защиты от этих источников и такого характера воздействия «стучится и в наши двери». ПВ настоящее время Минстрой совместно с НИИ Строительной Физики готовит ряд нормативных документов, направленных на формирование обязательных акустических требований, приближающих нас к акустическому комфорту в местах работы и отдыха. 

Гнутик обращает внимание на то, что шумовая нагрузка на места пребывания человека неуклонно возрастает — такова неизбежная плата за технический прогресс. Так, шведские исследователи совместно с UNICEF и WHO установили, что внедрение в производство и потребление всего лишь одной новой модификации электроинструмента повышает суммарную годовую шумовую дозу (нагрузку) на население Европы на 0,08%. А таких нововведений в годовом исчислении по всем отраслям производства — тысячи. Поэтому фактор шума уверенно входит в «почетную» тройку самых значимых факторов загрязнения окружающей среды и генезиса болезней на планете, наряду с воздухом и водой.


По материалам сайта radidomapro.ru
Вернуться к списку